MENU

Что такое богатство
Богатствоизобилие земных благ, связываемое с представлением о доле, судьбе, удаче, благосклонности Бога (ср. Бог), предков и др. сил Общинное, семейное, личное БОГАТСТВО составляли прежде всего скот (ср. связь значении «скот» и «имущество» у славян), обилие урожая и земных плодов, а также золото, серебро, деньги. Древнейшими символами БОГАТСТВА были шерсть, мех (овчина, мохнатая шуба, пряжа и т.п.), волосы, зерно, муравьи, пчелы, капли воды (дождь), земля (горсть земли) и т. п., т. е. предметы с общим признаком множественности. Достижение БОГАТСТВА, изобилия, плодородия, благополучия — основная цель многочисленных ритуалов в составе календарных и семейных обрядов, связанных с магией первого дня, начала космического или жизненного цикла (Новый год, Рождество, родины, свадьба), а также гаданий (о судьбе, замужестве).


Чтобы стать богатым, умывались в Великий четверг водой, в которой лежали золотые и серебряные вещи, монеты (Новгород.), клали деньги под подушку новорожденного (у сербов при первом посещении младенца), трясли кошельком или хватались за монеты (у всех славян при появлении молодого месяца, у словаков при куковании кукушки в канун Юрьева дня, у русских при первом куковании, у восточных славян при первом прилете аиста, первом громе и т. п.) либо бросали горсть земли через голову (у словаков при том же куковании, если нет денег под рукой), осыпали зерном закопанный послед (у поляков после рождения младенца). Посыпание зерном известно во многих обрядах.

БОГАТСТВО предвещают и вызывают т.н «двойчатки» (ср. Близнецы): зап. болгары верят, что снесенное яйцо с двумя желтками приносит БОГАТСТВО дому, а ношение в кошельке ореха с двумя ядрами дает, по рус. примете, БОГАТСТВО его владельцу.

Словаки и зап. украинцы верят, что человек с волосатым телом должен быть богатым: «хто волохатий, той буде багатий». БОГАТСТВО приносят шерсть, мех, вывороченный кожух, пряжа, все, что мохнато, а не «голо». В русском обряде крещения было принято нести младенца в церковь и обратно на кожухе, «чтобы он был богатым». Так же поступали русины в Карпатах, а в Полесье мать при последнем кормлении ребенка грудью сажала его на вывороченный кожух, чтобы был богатым. Русские, отправляя молодых в церковь, сажали их на шубу, «чтобы богато жили»; даже в самое жаркое время, снаряжая невесту к венцу, надевали на нее шубу, «чтобы ей жить в приволье». В Закарпатье при обручении жених и невеста стоят перед священником на половике из пеньки, «аби били богати, аби на голом не стояли». На Волыни на свадьбе били горшки, топтали ногами черепки, а затем, закапывали под дерево, «шчоб були богати молоди». Дождь, шедший во время свадьбы. означал, по верованиям полешуков и хорватов, благословение и БОГАТСТВО. Предвестникам БОГАТСТВА у болгар и македонцев считаются муравьи, если они появляются около дома или в доме.

Черные тараканы — признак БОГАТСТВА и изобилия, потому при новоселье их переносили в новый дом; их исчезновение предвещало пожар. Тараканов не изводили совсем, а выгоняли из избы «лишних»: женщина в одной рубахе трижды объезжала верхом на помеле избу, приговаривая: «Гребу и мету тараканов и посылаю их за БОГАТСТВОМ» В Вятском крае «объезжали» избу на ухвате или кочерге в Чистый понедельник утром натощак, «чтобы из дому БОГАТСТВО не уплыло». У вост. славян было широко известно верование, что БОГАТСТВО может принести цветок папоротника, если его сорвать в ночь на Ивана Купалу.

В Полесье считали, что без «домовика» (домового) в доме и селе не может быть БОГАТСТВА. Это указывает на связь БОГАТСТВА со сверхъестественной и нечистой силой. Большим БОГАТСТВО владеет дьявол (черт), змий (змея), домовой и т.п. Белорусский Белун, добрый дух, выводящий заблудившихся из леса, может перед бедным человеком появиться во ржи с сопливым носом и сумой на шее. Если ему утереть нос, из сумы посыплется БОГАТСТВО, и Белун исчезнет. Отсюда пословица: «Посябрився (подружился) з белуном», т.е. разбогател. Дьявол дьявольски богат. Он покупает за БОГАТСТВО души. Ср. поговорку: «Не посадишь душу в ад — не будешь богат!» У хорватов есть поверье: если положить монету в пеленки младенца, которого несут крестить, то будет окрещена монета, а не младенец. Ребенок будет очень богат, но душа его попадет в ад.

Для сохранения БОГАТСТВА в определенные дни и время суток стараются не давать и не брать взаймы некоторые предметы и продукты. Так, в Македонии в Великий четверг не давали закваску из дома, чтобы с ней не ушло БОГАТСТВО. На Вологодчине беременная женщина, желающая БОГАТСТВА будущему ребенку, не брала ничего взаймы. У белорусов, когда в доме была толока (коллективные работы), не одалживали огня, т.к. с ним могло уйти БОГАТСТВО и благосостояние; огонь они называли «багатцем». Македонцы считают, что видеть во сне пожар своего дома — к БОГАТСТВУ. Пчелы во сне тоже к БОГАТСТВУ.

О БОГАТСТВЕ часто гадают. Так, на Русском Севере при гаданиях в бане или овине на Крещение, если банник (овинник) прикоснется к голой спине и заду мохнатой («шоснатой») мягкой рукой, жизнь у девушки будет богатая, если же жесткой и голой — бедная. На с. - вост. Украине, на Сумщине, тогда же ходили в хлев щупать («лапать») в темноте корову. Прикосновение к рогам означало бедность, а к заду — БОГАТСТВО. Словачки на св. Андрея (30. XI) гадали на зернах: пшеничное зерно сулило жениха богатого, а овсяное — бедного. Противопоставление: «богатый — бедный» соотносится с парой «одетый — раздетый (голый)». Так, в Закарпатье хозяйка в Сочельник надевала овчинный тулупчик шерстью наружу и рукавицы, когда сажала в печь и пекла «крачун» (обрядовый пирог), объясняя это так: «Чтобы быть богатым, крачун не надо брать голой рукой и надо надевать „гуню"». БОГАТСТВО могло быть наградой за скромность и воздержание, поэтому на Вологодчине при начале пахоты и сева ели одно толокно с квасом, «чтобы разжалобить землю бедностью» и чтобы она дала богатый урожай.


Категория: Богатство | Добавил: Goldman (03.05.2009) | Автор: Н. И. Толстой
Просмотров: 5007 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]